Интервью с Валерием Васильевым
1. Вы стоите у истоков создания «Содружества ветеранов бадминтона»,
являясь соучредителем и пресс-атташе этой всероссийской общественной организации.
Как родилась идея создания данной организации, удалось ли воплотить в жизнь задуманные планы? Какие основные достижения СВБ за время её существования?
До создания СВБ существовал «Союз любителей бадминтона», и, безусловно, бадминтонисты благодарны Олегу Владимировичу Курбатову, который многое сделал для массовой игры.
Основной базой турниров в те годы был зал в Щербинке.
Но времена менялись, и в 2006 году возникло Содружество ветеранов бадминтона. Среди учредителей известные игроки, чемпионы и призёры СССР - Ю.Ермолаев, И.Исаков и Н.Соколов.
В основу деятельности положен спортивный принцип. Как говорит президент СВБ Игорь Исаков:
- Мы хотим, чтобы многие наши звёзды прошлых лет «расчехлили» ракетки и принимали участие в турнирах ветеранов. Конечно, на наших соревнованиях приоритет отдаётся перьевому
волану. Когда в далёкие 60-е годы, мы были вынуждены играть на всех крупных соревнованиях ГДР-овским воланом «швальбе», то мы и мечтать не могли,
что когда-нибудь будем играть качественным перьевым. Это не снобизм, тем более что у каждого есть выбор. Кто-то одинаково хорошо играет и пером, и пластиком.
Думаю, что новой организации удалось активизировать деятельность бадминтонного сообщества, наладить пропаганду ветеранского бадминтона в прессе, создано несколько отделений СВБ, в том числе, одним из самых активных является Ставропольское.
На будущий год будет 10 лет жизни СВБ, хорошо было бы провести ветеранский турнир, причём не обязательно в Москве.
2. Вся бадминтонная Россия знает Вас, как своего «писателя», интересного интервьюера и пропагандиста бадминтона в ветеранской среде и не только.
Расскажите о своём творческом пути, о написанных книгах, публикациях и самых памятных интервью.
Вы мне льстите, я - «писатель» для достаточно узкого читательского круга, но рад, что в него входят бадминтонисты разных возрастов, мои одноклассники и однокурсники, семейный круг и коллеги по работе.
Удалось написать семь книг разного объёма и сюжетов с максимальным тиражом в 500 экземпляров.
3. С Вашим творчеством я познакомился по книжке «Когда в России наступает осень» про крупный международный Лазаревский турнир ветеранов.
Расскажите подробнее об истории создания этого соревнования, о своём участии в нём и почему захотелось написать книгу об этом турнире?
Дело в том, что кавказский турнир любим в бадминтонном ветеранском сообществе, первый раз он был проведён в 2000-м году, и было тогда всего-то 37 человек. В последние годы количество игроков от 35 до 85 лет, как правило, превышает или приближается к 200-м.
Так вот у И.Исакова есть гениальные (ей-ей!) строчки в одном стихотворении:
Когда в России наступает осень,
И дни становятся тоскливей, холодней,
Мы говорим себе, - к шутам всё бросим,
На юг, к «Авроре», к морю побыстрей!
Пожалуй, именно эта строфа натолкнуло меня на мысль попытаться интегрировать разрозненные факты, а в результате к 10-летнему юбилею турнира появилась это небольшая по объёму книжка, которая есть у многих ветеранов, что меня радует. Там есть и история возникновения на нашей бадминтонной карте этого соревнования.
Что касается моего участия в турнире, то был восемь раз, то есть не много, но и не мало, особенно для работающего человека.
4. Валерий Николаевич, ответьте на интересующих многих сеньоров бадминтона вопрос - будет ли продолжение книги о Лазаревском турнире и ветеранах бадминтона России и СССР?
Как принято говорить, на этот вопрос трудно ответить.
Важна фабула, желание и силы. Вторая и третья составляющие пока есть в наличии, а первая где-то, как ёжик, в тумане. Если честно, я не сторонник развивать уже написанное, так как без повторов не обойтись, а зачем они нам нужны? Определённое развитие темы есть в книжке «Бадминтон. Как это было»?
А вообще книг о бадминтоне мало, недавно вышло статистическое обобщение развития игры в СССР, изданное М.Штильманом, но весьма ограниченным тиражом.
Кроме того, сейчас, в условиях санкций, резко подорожали полиграфические услуги. Как говорится, пустячок, а НЕприятно.
Но окончательно вопрос, конечно, не закрыт, просто пока несколько другие планы.
5. Знаю, что творческая литературная работа не является Вашим основным занятием. Расскажите о своей основной работе, и каким образом такие разнонаправленные векторы деятельности сочетаются в жизни?
Начну с конца. Со школьных лет был склонен к выражению мыслей через слово, после получения медального аттестата зрелости хотел поступить на факультет журналистики МГУ, и думаю, что это получилось бы. Но вмешался случай. В тот год в Москве проходил Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, и приём абитуриентов был смещён на месяц вперёд. А я тогда входил в сборную по баскетболу школьников Северной железной дороги, и мы поехали на чемпионат страны во Львов. Там заняли третье место, а это был второй взрослый разряд, но вернувшись в Москву, я понял, что опоздал с ВУЗом. Зато, как следует, погулял на фестивале, впервые пообщался с иностранцами, много времени проводил на только что открытом стадионе «Лужники». Всё было ново и волнительно! Но тяга к журналистике осталась, проявившись в зрелом возрасте. И как-то я её стараюсь реализовать.
Что касается основной работы, то за свою жизнь у меня было несколько мест приложения сил и мозгов: патентные дела, испытания тепловозов, преподавание, работа за границей и предпринимательство. Мест не много, и мне повезло, так как везде было интересно и творчески! А в сумме набежало уже более 50 лет. Как говорится, приличный срок.
Калейдоскоп жизни такой. После окончания Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта несколько лет занимался теплотехническими испытаниями тепловозов и параллельно преподавал, потом московская аспирантура, стажировка на заводах Будапешта, после защиты диссертации работал в НИИ патентной экспертизы, прошёл по конкурсу на кафедру института ж.-д. транспорта, десять лет по линии ГКНТ был заместителем директора дома советской науки в Венгрии, затем в лихие 90-е годы был гендиректором московской фирмы по автобусам «Икарус».
Последние десять лет преподаю в университете путей сообщения. Студенты не дают дремать возрастному преподу, стараюсь оставаться молодым по духу.
Так что очень хорошо, что не поступил тогда, давно, на журналистику. Это какой-то посыл сверху, за что искренне благодарю Всевышнего!
Ну а журналистской деятельностью плотно занимаюсь, в основном, после 60 лет, когда, как говорят древние философы, человек становится мудрее, и ему уже есть что сказать.
6. На нашем сайте Вы рассказывали об интересном сочетании бадминтона с зимними условиями и холодной водой. А Ваше любопытное словообразование «зимбады» прочно вошло в лексикон не только ставропольских, но и всех любителей бадминтона России, занимающихся на открытых площадках.
Расскажите об этом направлении и дайте свои рекомендации тем, кто предпочитает бадминтон на воздухе спортивному бадминтону в зале.
Вы затронули моё «больное», в смысле здоровое место в жизни.
Конечно, уличный бадминтон, а тем более зимний - спорный вопрос. Но если летом довольно многие играют на свежем воздухе, то зимний бадминтон это уже экстрим.
Впервые энтузиасты волана вышли на снежную поляну примерно в конце 60-х годов, когда были созданы площадки в Раздорах (Москва) и в Сосновке (Санкт-Петербург).
У нас, в экологической зоне «Тропарёво», первая площадка (а теперь их стало уже две) появилась около 45 лет тому назад.
А в прекрасном ландшафтном парке «Таманская дача» отличные бадминтонные площадки, и энтузиасты, как Вы мне рассказывали, играют здесь круглогодично, тем самым пополняя отважную армию российских зимбадов.
К тому же наличие водоёмов продляет кайф от зимнего бадминтона завершением игр купанием в ледяной воде. Я до сих пор помню это удовольствие.
Конечно, не призываю всех поголовно становиться моржихами и моржами, нет, каждый должен нащупать свой индивидуальный путь, и это будет его победой. Хотя поверьте, залезть в хрустальную прорубь, когда на дворе мороз, это, скажу вам, фантастика!
Эндо- и экзотермические реакции очищают организм, а главное - иммунная система возвращается в молодое русло, что так необходимо для противостояния различным вирусам, стрессам и жизненной элементарной усталости.
Постепенно исчезает страх перед зловредными простудами, промокшими ногами, сквозняками, забывается дорога в поликлинику, больше времени остаётся для работы и семьи.
У меня на носу юбилей - четверть века занимаюсь моржеванием, а с холодной водой дружу почти сорок лет. Но вот окунаться в полынью раз в году, например, в Крещение, представляется опасной затеей, ибо с экстримом шутить негоже. Помните об этом! Но если очень хочется, то, возможно, и можно.
7. А как Вы пришли в бадминтон? Что он значит в жизни, сколько лет занимаетесь им и каковы спортивные достижения?
Моё поколение, то есть кому уже (или ещё?) хорошо за семьдесят, имело в молодости неплохую физическую закалку. Судите сами. Наши внешкольные развлечения были просты и доступны: прежде всего, это игра в полностью забытые сейчас казаки-разбойники, где главной задачей было догнать противника. Поэтому бегали прилично и помногу, причём каждый вечер, а зимой и в валенках, но специально подшитых, удобных для длительных дистанций. Коньки и лыжи были у каждого, а летом добавлялось активное плавание, в моде были «городки». До пота ездили на велосипедах, а от уроков физкультуры в школе освобождали крайне редко.
Мы с гордостью привинчивали на модные тогда курточки значки БГТО, а затем ГТО первой и второй ступеней, ну и, конечно, каждый мечтал о спортивных разрядах.
Моими приоритетами в спортивном плане были лёгкая атлетика, особенно прыжки, баскетбол и ветеранский бадминтон. Выдающихся результатов не было, максимум первый разряд по баскетболу, но без спорта не мыслю своей жизни и благодарен ему за понимание.
А к бадминтону привлекла старшая дочь, она в то время занималась в школьной секции. Однажды пошёл с ней в лесную зону, что на Юго-западе Москвы, рядом с университетом дружбы народов, где впервые взял ракетку. Тот матч я проиграл в пух и прах. Но игра очень понравилась, так начался мой бадминтон. Конечно, помогли прежние спортивные навыки, и вот уже почти 40 лет не расстаюсь с этой уникальной и для всех доступной игрой.
Стараюсь играть везде и всегда. Например, в Венгрии искал и нашёл прекрасную компанию, регулярно играли на первенствах страны среди сеньоров или старых мальчиков, становился там чемпионом, а чаще призёром.
Рад, что судьбе было угодно познакомить меня и подружиться с выдающимися мастерами нашей страны, основоположниками бадминтона. Об этом я много писал на народном сайте и в книжках, повторяться не стоит.
Определённые спортивные достижения в ветеранском бадминтоне имеются - дважды был призёром России в мужских парах с В.Кирилловым и В.Скибой, победителем и призёром практически всех крупных турниров ветеранов, чемпионом Санкт-Петербурга и Ставрополья, кубки и медали в моём кабинете напоминают об этом, не скрою, греют душу. Словом, бадминтон уже давно неотъемлемая часть моей жизни, спасибо волану.
8.Что Вы пожелаете своим читателям и любителям бадминтона Ставрополья?
Желаю всем любителям бадминтона, ветеранам здоровья и долгой спортивной жизни.
Рад, что налажена постоянная связь с региональным отделением СВБ Ставрополья, его руководством, мне удалось участвовать на I-м открытом всероссийском турнире по бадминтону среди ветеранов в честь Дня Ставропольского края, где вместе с партнёром Вячеславом Журавлёвым мы стали победителями.
Судя по прессе и личным контактам, у вас уделяется должное внимание нашей прекрасной развивающей игре. Конечно, впереди идёт молодёжь, и это закономерно, но не следует забывать и ветеранов, их пример долголетия в спорте многого стоит.
Во всяком случае, если на каком-то крупном турнире в вашем крае будет возрастная группа 75+, то постараюсь участвовать, как говорится, тряхнуть стариной всегда полезно, да и пример нашего патриарха Василия Яковлевича Галиулова, которому далеко за 85 (!) заставляет не стонать, не лениться, а выходить на поляну для бескомпромиссных встреч. В этом жизнь, нас уже не переделаешь.
9. Вы любите задавать вопрос о смешных или поучительных случаях в жизни бадминтониста, расскажите о наиболее запомнившихся.
Из моих личных случаев вспомню Венгрию. На Кубке страны среди ветеранов я играл против индонезийца, игра была упорной,
а болельщики, не зная, кто я, поддерживали меня традиционными возгласами: «Уй, уй, модьарок»! (Давай, давай, венгры).
Я остановился и громко сказал, что я - «Москва». И болельщики стали вопить: «Уй, уй, русский»!
Должен сказать, что на слух, особенно, когда в азарте игры, воспринималось как-то по-другому, тем паче в русской интерпретации, я бы сказал обидно.
Но всё было от души!
Игорь Рубанов, председатель федерации бадминтона Ставропольского края.